Пока ученые договариваются как описывать эмоции, откуда они берутся, спорят «врождённый ли это способ адаптации организма к окружающей среде или механизм, который возникает в строго определённых условиях, и всегда результат воздействия социокультурного контекста». Есть даже теория, что эмоции всегда результат умственной оценки, неосознанной и неконтролируемой, немного парадокс правда. Особая тема о том сколько же на самом деле базовых эмоций – пять, шесть, семь, восемь или двенадцать, про эмоциональные состояния давайте скромно умолчим. Пол Экман описал 10.000 выражений эмоций.
Тем не менее эмоции это не просто нормально, но и полезно. Они несут информацию, которую мы наравне с логикой используем для принятия решений. Для специалистов помогающих профессий – психотерапевтов, психологов, коучей это еще и возможность лучше понять своего клиента (контрпереносные чувства никто не отменял).
Идеи о том, что эмоции – абсолютно неконтролируемые состояния, которые нужно немедленно подавить, избавиться давно устарели. Эмоции важный компонент любой коммуникации. От способности понимать, распознавать свои и чужие эмоции, уместно их проявлять зависит качество наших отношений с другими людьми.
Если вам кажется, что вы не всегда можете определить то что вы чувствуете, а такое часто встречается, возможно вам не повезло и родители не уделяли должного внимания эмоциональной сфере, попробуйте на протяжении, например, двух недель осознанно уделять внимание своим эмоциям в течении дня: что я сейчас чувствую, как это называется словом, ключевое назвать эмоцию словом, тем самым расширяя свой эмоциональный лексикон, каковы причины эмоционального состояния, как это связано с тем что я делаю сейчас.