Наша профессиональная дальновидность заключается в том чтобы научиться взаимодействовать с контрпереносными чувствами, понимать причины их возникновения, уметь выдерживать и профессионально использовать в процессе работы, как инструмент, помогающий лучше понять клиента, сохраняя при этом качество своей психической жизни, повышая качество работы, создавая особое пространство, в котором клиент приобретает новый опыт.
«Эмпатия – это способ, с помощью которого можно собирать психологические данные о других людях, а когда они говорят, что они чувствуют или думают, – представлять их внутренний опыт, даже если он не является открытым для непосредственного наблюдения» Хайнц Кохут.
Нам необходимо провести разграничение между эмпатией и контрпереносом, так как и в эмпатии, и в контрпереносе происходит идентификация с клиентом и его чувствами. Но в эмпатии идентификация является проходящей, это лишь временное разделение бессознательных чувств клиента, после которых специалист открыт нового опыту. В случае контрпереноса, специалист остается фиксированным на точке идентификации с клиентом «он пойман в сети конфликтов, идентичных конфликтам клиента, погружен в его чувства и эмоции и не в силах разорвать идентификацию», что может приводить к длительным переживаниям, защитному поведению и отыгрыванию.
Часто бывает сложно провести адекватное различие между эмпатией – временной идентификацией, и постоянной идентификацией, которая приводит к контрпереносу. Джекоб Арлоу находит разрешение в парадоксе «то, что является эмпатией для одного человека, может у другого оказаться контрпереносом».
Большая часть контрпереносных чувств всегда бессознательна. Наша задача способствовать их осознанию. Ханна Сегал отмечает, что когда специалист умеет во время работы «отдавать» часть своего сознания совместному переживанию, оставаясь при этом «отсоединенным», другими словами «мы глубоко затронуты и вовлечены, но, парадоксальным образом, не вовлечены», тогда наш контрперенос дает начало феномену, называемому эмпатией, или интуицией, или чувством пребывания в контакте. Это проводник к пониманию.