БЛОГ
ПРОВОДНИК К ПОНИМАНИЮ
Эмпатия крайне важна для профессионалов помогающих профессий. Психотерапевт, психолог, коуч не обладающий эмпатией будет скорее манипулировать своим клиентом, решать собственные проблемы за его счет. Эмпатия важна и с точки зрения внимания к своим чувствам, «самосупервизии» в процессе работы, эта способность позволяет различать и использовать контрпереносные чувства для понимания не всегда ясных чувств и переживаний клиента.

О контрпереносных чувствах в профессии Коуч говорить не принято, тогда как в работе коуч часто сталкивается с сильными эмоциональными переживаниями, как своими так и клиента – сомнения, тревога, бессилие или наоборот чувство восторга, вдохновения; возникновение сильной привязанности; идентификация с достижениями и успехами клиента; идеализация или обесценивание коучинга; «медленное» продвижение клиента, когда коуч воспринимает себя «плохим», «некомпетентным», особенно в начале практики. На самом деле, и заряд энергии и чувства злости, раздражения, скуки – это трансферные реакции переноса или контрпереноса.

Контрперенос, был открыт Фрейдом, и сначала рассматривался как серьезное нарушение личности психоаналитика. Сегодня, благодаря трудам Паулы Хайманн, контрперенос рассматривается как важный источник информации о клиенте.

Наша профессиональная дальновидность заключается в том чтобы научиться взаимодействовать с контрпереносными чувствами, понимать причины их возникновения, уметь выдерживать и профессионально использовать в процессе работы, как инструмент, помогающий лучше понять клиента, сохраняя при этом качество своей психической жизни, повышая качество работы, создавая особое пространство, в котором клиент приобретает новый опыт.

«Эмпатия – это способ, с помощью которого можно собирать психологические данные о других людях, а когда они говорят, что они чувствуют или думают, – представлять их внутренний опыт, даже если он не является открытым для непосредственного наблюдения» Хайнц Кохут.

Нам необходимо провести разграничение между эмпатией и контрпереносом, так как и в эмпатии, и в контрпереносе происходит идентификация с клиентом и его чувствами. Но в эмпатии идентификация является проходящей, это лишь временное разделение бессознательных чувств клиента, после которых специалист открыт нового опыту. В случае контрпереноса, специалист остается фиксированным на точке идентификации с клиентом «он пойман в сети конфликтов, идентичных конфликтам клиента, погружен в его чувства и эмоции и не в силах разорвать идентификацию», что может приводить к длительным переживаниям, защитному поведению и отыгрыванию.

Часто бывает сложно провести адекватное различие между эмпатией – временной идентификацией, и постоянной идентификацией, которая приводит к контрпереносу. Джекоб Арлоу находит разрешение в парадоксе «то, что является эмпатией для одного человека, может у другого оказаться контрпереносом».
Большая часть контрпереносных чувств всегда бессознательна. Наша задача способствовать их осознанию. Ханна Сегал отмечает, что когда специалист умеет во время работы «отдавать» часть своего сознания совместному переживанию, оставаясь при этом «отсоединенным», другими словами «мы глубоко затронуты и вовлечены, но, парадоксальным образом, не вовлечены», тогда наш контрперенос дает начало феномену, называемому эмпатией, или интуицией, или чувством пребывания в контакте. Это проводник к пониманию.
Чтобы заказать супервизию, индивидуальную консультацию или диагностику уровня развития эмоционального интеллекта напишите мне на e-mail: irina.sheludko@youproject.ru

МSCEIT
Единственная признанная международным научным сообществом методика определения уровня эмоционального интеллекта, в основу которой заложено представление об эмоциональном интеллекте как когнитивной способности. Оригинальная версия разработана сотрудниками Йельского Университета и адаптирована Институтом Психологии Российской Академии Наук в 2010 году
Ирина Шелудько
Клинический психолог
Супервизор
Professional Certified Coach ICF

Литература
1. Ракер Х. Значение и использование контрпереноса // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949–1999 гг.) / гл. ред. И. Ю. Романова. М.: Академический проект, 2005.
2. Хайманн П. О контрпереносе // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949–1999 гг.) / гл. ред. И. Ю. Романова. М.: Академический проект, 2005.

3. Ханна Сегал Контрперенос.

СПИСОК СТАТЕЙ БЛОГА
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ