С этого момента начинается процесс сепарации-индивидуации, или то что Малер, назвала «единство противоположных стремлений» – ребенок испытывает тесную (в том числе и телесную) привязанность к матери, и одновременно прилагает усилия по установлению четких разделений и границ своего Я.
Речь не о физическом, пространственном отделении от родителей, а о развитии внутреннего чувства возможности нормального и полноценного психического функционирования независимо от матери.
Индивидуация – усилия ребенка по построению собственной уникальной идентичности, восприятию самого себя как отличающегося от всех других людей.
В контексте теории сепарации-индивидуации Маргарет Малер выделила конкретные фазы развития объектных отношений.
Аутистическая фаза
С момента рождения и приблизительно три-четыре недели.
В это время, по мнению Малер, младенец представляет собой закрытую систему, не осознает наличия внешнего мира и других людей вокруг себя, не дифференцирует Я и не-Я. Поскольку «другой» (мать) для него безличен, ребенок не испытывает в нем нужды и в этом смысле аутистичен . Другой функционален, поскольку необходим для снижения внутреннего напряжения, удовлетворения голода и т.д.
Предназначение матери на данном этапе «мать-среда» состоит в том, чтобы создать для него полностью комфортную и безопасную среду, избегая фрустрации и сверхстимуляции.
В этот момент матери важно быть надежной, всегда доступной и заботливой, она обязана чутко прислушиваться к нуждам младенца, проявляя бесконечное терпение и не навязывая себя. Одновременно с этим мать и ребенок на фазе аутизма пребывают в глубоком психофизическом единении друг с другом.
Если период аутизма проходит достаточно спокойно, мать создает хороший, надежный опыт отношений и функционирования ребенка, поддерживает его зарождающегося Я и стремление к отделению.
Нормальный симбиоз
Приблизительно со второго по шестой месяц и мать и ребенок переходят на стадию нормального симбиоза. Мать или другой значимый взрослый пока еще не отделим от младенческих ощущений телесного тепла, комфорта и физиологического удовлетворения. Малер считает, что на данной преобъектной фазе, когда целостный и конкретно-индивидуальный образ матери отсутствует, он соединен с чувственностью обоих. Постепенно у младенца начинает активизироваться потребность в интерактивном общении, когда он начинает эмоционально реагировать на материнскую улыбку, звук материнского голоса, прикосновения и различные манипуляции с его телом. Это, в свою очередь, содействует развитию дифференцированной и целостной схемы тела младенца и целостного телесного ощущения единства с матерью. Начинают появляться другие значимые взрослые в представлении ребенка.
В случае разрушения тесных эмоциональных связей между матерью и ребенком на этой стадии возникает риск развития психотических и психосоматических расстройств.
Малер описывала нормальный симбиоз как «иллюзорное переживание общих границ», в патологии доходящее до «галлюцинаторного, соматопсихического, основанного на всемогуществе, слиянии без границ».
Улыбка в ответ на появление материнского лица или плач при ее исчезновении знаменуют собой начало процесса сепарации, хотя, по мнению Малер, последняя выступает скорее как цель будущего, поскольку на данном этапе образ матери составляет всего лишь часть общего интерперсонального пространства «мать – дитя».
Здесь важно отметить важность значение фазы нормального симбиоза, без неё ребенок просто не сможет выжить как физически, так и психически.
Малер пишет: «Специфическая бессознательная потребность матери состоит в том, чтобы из многообразия потенциальных возможностей ребенка выбрать такие, которые отражают ее собственные уникальные и индивидуальные потребности. … Материнские послания, передающиеся всевозможными неисчислимыми способами, создают что-то вроде «зеркальной системы эталонов», к которой примитивное Я ребенка автоматически подстраивается».
В начале развития, когда младенец еще не созрел для отдельного существования, симбиоз необходим для выживания. В то же время «продлевающийся» симбиоз, отвечающий уже не столько нуждам младенца, сколько личностной незрелости самой матери, способен превратиться в «злокачественный» и насильственный, фиксирующий зависимость и препятствующий психологическому рождению человеческой индивидуальности.
Описанные фазы подготавливают диаду мать-дитя к процессу сепарации-дифференциации, который в полной мере разворачивается только на втором полугодии жизни ребенка.
Фаза сепарации-индивидуации
Первый шаг на пути достижения независимости в диаде мать-дитя.
Малер считала, что процесс сепарации-индивидуации начинается в возрасте четырех – шести месяцев и включает в себя четыре фазы развития:
1. Дифференциация.
4-6–10 месяцев – фаза связана с ростом способности к сенсорному различению и перцептивному восприятию, благодаря чему ребенок начинает выделять материнское лицо, реагируя на него чередованием улыбки и плача. Еще одно открытие ребенка – различие между миром, доступным ему и недосягаемым для него.
2. Практика.
10-11 месяцев–18 месяцев – сопровождается открытиями, совершаемыми благодаря активному освоению пространства посредством ползания и первых шагов.
Этот период Маргарет Малер называет началом «психологического рождения» ребенка. Впервые ребенок способен по собственному желанию отдаляться и возвращаться к матери, за счет этого пространство их взаимодействия существенно расширяется.
Переживая яркие чувства, ребенок экспериментирует с физической дистанцией, а мать, в свою очередь, получает большую свободу перемещения. Малыш начинает также более активно вовлекаться в игры с другими детьми, однако поглядывая в сторону мамы или периодически возвращаясь к ней. Здесь важно матери быть рядом, но вмешиваться в игру, при этом быть готовой оказать поддержку.
3. Воссоединение
15-18 месяцев–24 месяца
Решающим моментом, определяющим будущее психическое здоровье ребенка, по мнению Маргарет Маллер, выступает фаза сближения (воссоединения).
Здесь добавляется овладение речью, что создает возможность для символизации отношений. Отношения диады мать-дитя трансформируются, включая третьих лиц, особую роль среди которых играет отец.
В результате этих изменений усиливается чувство уверенности в себе и желание существовать «отдельно».
По мере усиления желания, способности к независимости обостряется страх потери матери – потребность в сохранении положительной эмоциональной связи с ней. В связи с этим мать должна обеспечить ребенку одновременно реализацию обеих потребностей: инициацию автономии, и оказание поддержки даже в те моменты, когда ребенок отталкивает её или плачет от разочарования.
Малер подчеркивает важность либидного (любовного), а не отталкивающе-агрессивного материнского отношения для сохранения веры в постоянно «хороший» объект. Если же мать окажется не готовой принять ребенка с его непоследовательными реакциями, не сможет выдерживать «ты плохая мама… я уйду… ты меня не любишь… я тебя не люблю…» то это с большой вероятностью может привести к развитию дефицитарного или нарциссически уязвимого образа Я.
«Если первичная забота матери о своем ребенке, ее функция «отзеркаливания» оказывается непредсказуемой, нестабильной, тревожной или враждебной, тогда процесс индивидуации ребенка протекает без надежной и прочной точки опоры для перцептивной и эмоциональной проверки. Результатом этого станет нарушение примитивного чувства Я».
Таким образом, способность матери выдерживать груз собственных и детских амбивалентных чувств в ситуациях агрессии, прилипания или негативизма ребенка является гарантией нормального развития диады в целом и каждого участника в отдельности.
4. Постоянство объекта
Между 24 и 30 месяцами жизни
По мере образования внутреннего стабильного и позитивного образа (репрезентации или представления) самого себя и позитивного образа (репрезентации или представления) матери в их отдельности ребёнок вступает в фазу постоянства объекта – мать надежда, мать не исчезнет насовсем, если она уходит, она обязательно вернется, не оставит в детском саду и т.д.
При условии, что эта важная задача развития успешно реализуется, ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери (это и есть первая сепарация) «не теряя ее», внутренне ощущая её поддерживающее отношение, следовательно, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и опыт стабильных надежных поддерживающих человеческих отношений.
К подростковому возрасту мы еще вернемся…
Е.В. Змановская Современный психоанализ. Теория и практика, 2011